Ступени для крыльца из бетона своими руками

Подготовка места

Перед тем как приступить к строительству крыльца, сначала потребуется подготовить место под постройку. При наличии старого крыльца необходимо выполнить его демонтаж. После этого площадка очищается от мусора. В пределах зоны, подготовленной под строительство, не должно быть никакой растительности.

Варианты фундамента

Предварительный этап также включает в себя расчет объема раствора, который потребуется для наполнения конструкции с конкретными габаритами. Для раствора понадобится цемент. Также необходимо подготовить щебень и песок. И, конечно же, не обойтись без обычной воды. Пропорции для раствора, используемого при заливке крыльца могут быть разными, но рекомендуется не отступать от стандартов. Рассмотрим список материалов, которые также потребуется подготовить:

  • арматура;
  • фанера и доски необходимой ширины;
  • гидроизоляция;
  • бетономешалка (не обязательно);
  • обычная лопата;
  • уровень;
  • строительный шпатель;
  • саморезы.

Оборудование и инструмент для работы с бетоном
Важно! Очень важный момент – марка цемента, выбранного для раствора. Она не должна быть ниже, чем M500

От марки зависят технические характеристики будущей конструкции и, в частности, ее прочность.

Сборка опалубки

Перед бетонированием лестницы необходимо смастерить опалубку. Для монтажа требуется водостойкая фанера (1,2-1,8 см) или обрезная доска (до 3 см толщиной). В качестве подпорок для конструкции применяются бруски сечением 10*10 см. Если некоторые участки бетонной лестницы будут полукруглыми, то для их формирования требуются листы металла или тонкая влагостойкая фанера.

Внутренние поверхности опалубки нужно предварительно отшлифовать, чтобы раствор после засыхания не имел дефектов. Собрать опалубку для лестницы из бетона можно своими руками. Работа предусматривает такие этапы:

  1. Монтаж основания опалубки. Тут же устанавливаются подпорки, шаг между которыми должен равняться шагу ступеней.
  2. Установка боковых ограждений. С внешней стороны их лучше усилить досками.
  3. Армирование конструкции.
  4. Монтаж подступенков. Фиксировать их нужно на боковых стенках опалубки или стене.

Для обустройства опалубки можно также применять специальные щиты. В комплекте с ними поставляются подпорки. Для прочного соединения между собой на щитах имеются замки.

Укладка каркаса

Диаметр прутьев не должен быть меньше 1,2 см. Лучше использовать рифленую арматуру. Располагать металл нужно правильно. Прутья укладываются на расстоянии 2-5 см от края конструкции. Шаг между стержнями составляет 20-30 см. При связке арматуры в таком случае получатся ячейки размером 20*30 см. Слишком близко укладывать арматуру не стоит, так как такое расположение будет препятствовать прохождению раствора, образованию пустот.

В местах соединения лестницы из бетона со стенами или перекрытием прутья углубляются в основную конструкцию. Отверстия можно просверлить или вбить стержни молотом. В зависимости от толщины лестничного пролета используется несколько слоев армирующей сетки. Поперечные прутья должны иметь толщину не менее 0,6 см. Не следует использовать слишком большое количество арматуры. Причины этому такие:

  • препятствие прохождению раствора;
  • увеличение общего веса конструкции;
  • повышение стоимости строительства.

Заливка бетонного раствора осуществляется после этапа армирования.

Заливка бетонного раствора

Перед тем как начинать заливку бетона, необходимо учесть некоторые нюансы. Прежде всего, следует подумать об отделке лестницы. Если для обшивки будет использоваться дерево, то во время укладки раствора в нем нужно расположить бруски, к которым будут крепиться доски. На этом же этапе предусматриваются закладные элементы для стоек, на которых будут размещены перила.

Для работы применяется раствор бетона марки М200. Сделать его можно своими руками. Заливка осуществляется в определенной очередности:

  1. Начинать укладку бетона нужно с нижних ступеней. После того как первые 3 пролета будут залиты, раствор уплотняется. Для этого используется погружной виброинструмент или лопата. Если смесь после выхода воздуха просядет, то ее нужно добавить.
  2. Заливка остальных ступеней.

Всю лестницу лучше залить за один раз. Если же конструкция большая, то за раз требуется сделать целый марш. Опалубка снимается через 10-14 суток после укладки бетона.

в ванную, на кухню или в прихожую.

Работа с опалубкой

После того, как сформировалась подушка, можно приступать к устройству опалубки. Каркас должен быть крепким и устойчивым, способным выдержать вес заливаемого бетона. Он представляет собой коробчатую конструкцию из листов фанеры, толстых обрезных досок и соответствует внешнему виду и форме будущего крыльца.

На листе фанеры вычерчивается контур крыльца, начиная с нижней ступени. Выполняются подступенки и проступи под углом 90° для удобства разметки. Затем чертится площадка и верхняя проступь с наклоном 6 мм на каждые 300 мм длины, чтобы обеспечить сток воды. Возвращаясь к подступенкам, вычерчивается их контур с уклоном нижнего края на 15° вовнутрь. Окончательный контур вырезается болгаркой, и боковины каркаса готовы.

Фанера может не выдержать напора бетонной смеси, поэтому боковины опалубки укрепляют ребрами жесткости из бруса. Щиты соединяют досками, повторяющими форму и размеры подступенков. Для этого используют приготовленные гвозди. Желательно нижнюю кромку досок выполнить под уклоном, чтобы заливка бетоном получилась ровной. Полученный каркас устанавливается на расстоянии 10 мм от фундамента дома и с обеих сторон фиксируется распорками, которые упираются в колья. Колья же забивают в грунт на глубину не менее 250 мм на расстоянии около полуметра от щитов. Затем пространство между каркасом и кольями засыпается грунтом примерно на 100 мм и тщательно трамбуется.

Подручные инструменты и строительные материалы

Сделать расчет потребности в материалах для ступеней из бетона необходимо на основе подготовленного проекта. Если смесь для раствора приобретается в готовом виде, требуется определить его объем. При желании подготовить состав для бетонирования своими руками, отталкиваются от следующих показателей расхода материала на изготовление 1 м3 бетона:

  • песок – 1,02 м3;
  • цемент – 340 кг;
  • щебень – 0,86 м3.

Внимание! Наличие арматуры в ступенях из бетона увеличит прочность крыльца. Для возведения своими руками ступеней из бетона вам потребуется запастись следующими материалами:

  • формирование опалубки ведется из фанерных листов и досок толщиной более 2 см, ширину лучше подобрать в пределах 20 см;
  • функцию ребер жесткости выполнят бруски 40х40 мм;
  • крепежными деталями для досок опалубки в виде гвоздей;
  • металлическими стержнями для армирования каркаса Ø 6,5-12 мм;
  • материалом для гидроизоляции;
  • готовой смесью для бетонирования или ее компонентами;
  • отделочными материалами.

Среди инструментов под рукой должны быть:

  • бетономешалка;
  • перфоратор и вибратор для уплотнения раствора из бетона;
  • электропила;
  • штыковая и совковая лопаты;
  • шпатель, рулетка, уровень.

Основные требования

Первое и самое главное условие — устанавливать массивную лестницу (вес только одного её кубометра может составлять 2,5 т) следует только на фундаментную ленту или плиту.

При расчёте глубины и ширины основания учитывать следует и массу отделки. Ведь при использовании декоративного камня и металла вес сооружения увеличится. В идеале, составлять все расчёты необходимо ещё на стадии проектирования самого здания.

Важнейшим параметром подобной конструкции является угол наклона пролётов, а также высота и ширина ступеней. От правильности расчётов зависит не только устойчивость, но и удобство передвижения по лестнице:

  • стандартный угол наклона пролёта 30–40°; предельно допустимое значение 45°, лестница, ведущая в редко используемые помещения (подвал, мансарду) может быть более крутой; 
  • высота ступенек классическая — 15–17 см; шагать, как по слишком низким, так и чересчур высоким ступеням, будет не слишком удобно; 

Оптимальный угол наклона для разных видов лестницИсточник bykdyb.ru

  • ширина ступеней должна составлять 28-30 см; при определении этого параметра учитывается также размер свесов (кромок, вступающих частей); 
  • размеры подступенков и проступей подбираются одинаковыми; иначе ходьба будет затруднена; 
  • минимальная ширина марша 90–100 см; 
  • количество ступеней в нем — не более 15 шт. 

При недостатке свободного пространства используются «забежные» конструкции — без площадок между соседними пролётами. При проведении расчётов обязательно учитываются толщина отделки и напольных покрытий.

Дизайн ступеней

Перед изготовлением крыльца, нужно решить из какого материала будут сделаны ступени. Деревянные просты в установке, но требуют определенного ухода. Изготовление ступеней своими руками происходит в несколько этапов. Для начала нужно выбрать качественную древесину без шипов, деформаций и неровностей. Перед началом работы с древесиной, ее просушивают естественным способом, затем обрабатывают морилкой для придания ей более глубокого цвета.

Чтобы сделать ступени в дом своими руками, применяют как простые сорта дерева (сосна, береза, ясень), так и более дорогие (дуб, кедр, клен).

Деревянные проступи монтируются не только на деревянную тетиву. Они часто используются при обшивке лестниц из металла. Крыльцо из металла, выполненное своими руками, представляет собой раму из уголка. Крепить проступи на металлической конструкции просто. В раме и проступях необходимо просверлить отверстия и прикрепить проступи с помощью болтов с гайками к металлической раме.

Для отделки лестницы из бетона или кирпича используют мрамор или гранит. Очень часто отдают предпочтение клинкерным ступеням и ступеням из керамогранита. Изделия из керамогранита представляют собой прессованный под высоким давлением монолит, созданный при спекании песка, кварца, минеральных красок и глины.

Ступени из керамогранита обладают качествами натурального гранита, выдерживают существенные нагрузки и устойчивы к механическим повреждениям. Проступи из керамогранита в дождливую погоду или зимой могут быть скользкими. Чтобы избежать скольжения, их покрывают специальным противоскользащим покрытием или лентой.

Клинкерная плитка – отделочный материал, состоящий из натуральных материалов, в частности из экологически чистой глины высокого качества, которая впоследствии обжигается. Клинкерная плитка обладает качествами, похожими на качества керамогранита. Она имеет натуральное покрытие и не подвержена механическим повреждениям.

Заказчики чаще выбирают отделку из керамогранита. Облицовка ступеней своими руками при входе в дом плиткой из керамогранита наиболее популярна. Единственный недостаток керамогранита – сложность укладки. Если повредить одну плитку, то это повлечет замену соседних.

Облицовка ступеней лестницы плиткой:

Лучшие поделки из модульного оригами

Печь на отработке своими руками: чертежи с инструкциями

Фундамент под крыльцо

Крыльцо из бетона своими руками нуждается в фундаменте мелкого заложения. Глубина такого фундамента должна быть ниже глубины промерзания грунтов на 0,2 м — 0,3 м.

Если помещение отапливается, и температура не опускается ниже +10°С, то глубину фундамента можно брать меньше нормативной.

Расчетную глубину можно уменьшить:

  • 30% — пол на грунте;
  • 20% — полы на лагах;
  • 10% — полы на балках.

Приведенные цифры получены опытным путем.

Таблица глубины промерзания грунтов для некоторых городов России

Пользуясь данными таблицы, вы без труда определите глубину вашего фундамента под крыльцо.

Если вы заложите меньшие размеры под фундамент, то это может привести к:

  • деформации фундамента;
  • неустойчивости фундамента;
  • разрушению фундамента

Необходимо знать, где проходит горизонт грунтовых вод. Если он попал в зону фундамента, то нужно сделать отвод воды.

Устройство крыльца из бетона своими руками

1. Подготовка. Создать проект. Решить главный вопрос – о форме крыльца. Просчитать все размеры, сделать чертеж и эскиз. Нарисовать раскладку арматуры, если выбран монолитный вариант. Затем можно посчитать потребность в материалах.

Нужны будут следующие материалы:

  • для устройства опалубки – фанера, лучше ламинированная. А также обрезные доски 25-30 мм и брус 50*50 мм
  • арматура класса не ниже А-3 (А400) отдельными стержнями диаметром 10-12мм, или сетка с ячейкой 150*150 мм диаметром 10 мм (не кладочная!)
  • бетонная смесь класса не ниже В20 F150 или ж/б блоки, если Вы выбрали сборный вариант
  • речной или карьерный песок, щебень фракции 20-40
  • для засыпки – бой бетонных блоков

2. Разметка. Нанести границы крыльца и срезать растительный грунт на высоту 30-40см.

3. Подушка. На уплотненный грунт уложить слой песка 100 мм, пролить водой и тщательно уплотнить. Затем слой щебня и тоже уплотнить. Подушка в разрезе представляет собой трапецию с наклоном стенок 45 град, основание подушки выходит за контуры фундамента крыльца не менее, чем на 100 мм.

4. Опалубка. Выполняется из водостойкой фанеры или строганых обрезных досок толщиной 25-30 мм. Вертикальность проверяется уровнем. Деревянные элементы опалубки соединяются гвоздями шляпками внутрь, шурупами 75 мм, хомутами и скрутками из проволоки.

Глубина фундамента под крыльцо принимается на 0,2 м ниже глубины промерзания грунта. Если в зоне фундамента под крыльцо проходят грунтовые воды, нужно заложить дренаж.

Есть два варианта устройства крыльца:

  • забетонировать крыльцо целиком, по всей высоте
  • устроить фундамент-ленту по контуру крыльца до высоты первой ступени, сделать забутовку боем бетона, затем выложить верх крыльца из сборных блоков

При сборке опалубки высота ступеней формируется досками, установленными поперек опалубки, и закрепленными на вертикальные торцы косоуров.

Внутренняя поверхность опалубки перед заливкой бетона смачивается водой.

5. Армирование. Перед устройством каркаса нужно выполнить гидроизоляцию из любого рулонного материала или полиэтиленовой пленки толщиной 250 мкм в два слоя. Фундамент крыльца и площадки армируются сетками, ступеньки – каркасами, в зависимости от формы и размеров крыльца. Стержни каркаса можно соединять вязкой при помощи отожженной проволоки 0,6 — 0,9 мм или пластиковых хомутов. Для обеспечения защитного слоя 50 мм можно использовать фиксаторы арматуры. Вся арматура должна находиться в бетоне. Каркас необходимо жестко зафиксировать в опалубке.

6. Бетонирование и уход за бетоном. Между фундаментом дома и строящимся фундаментом крыльца необходим деформационный шов для компенсации осадки. Шов заполняется пенополистиролом или жесткой минватой, сверху примыкание нужно защитить от попадания воды и влаги, применив эластичный герметик и шнур вилатерм.

Бетонирование проводят по стандартной технологии. Холодных швов при устройстве крыльца нужно избегать, малый объем вполне возможно залить за один раз. Применяют бетон класса В20 с морозостойкостью 150 , водонепроницаемость не нормируется. Подвижность бетона П-3. Возможно уплотнение вибратором, штыковка арматурой, и любыми подручными средствами, например, лопатой, главное — выгнать из бетонной смеси воздух.

Уход за бетоном:

  • нельзя ходить по свежеуложенному бетону
  • защитить бетон от переувлажнения и пересыхания, можно укрыть его п/э пленкой или дорнитом, в жару поливать водой

Через 28 суток бетон крыльца при нормальных условиях твердения наберет 100% марочной прочности и можно давать крыльцу полную нагрузку и начинать финишную отделку.

Отделка бетонного крыльца может быть самой разной – облицовка плиткой, кирпичом и декоративным камнем, деревом или керамогранитом.

Бетонирование крыльца

Закончив изготовление опалубки, фундамент дома накрывают рубероидом, а поверх него наносят герметик, создавая, таким образом, температурный шов. На основание будущего крыльца укладывают пароизоляцию, опалубку с внутренней стороны покрывают смазкой, чтобы бетонный раствор не прилипал к опалубке.

Для того чтобы бетон не терял прочностных свойств, укладывать его нужно сразу после замеса. Поэтому чем ближе будет находиться бетономешалка к конструкции, тем лучше. Самый удачный вариант, когда бетон подается сразу из лотка.

Чтобы крыльцо было прочным и долговечным, нужно установить каркас из арматуры. Ее нарезают на куски нужной длины, и обвязывают проволокой. Длина прутьев должна быть на 40–50 мм короче ширины ступеней. Расстояние между слоями арматуры должно быть около 150 мм. Нельзя забывать укладывать прутья арматуры в заранее подготовленные отверстия в фундаменте дома. Во время вязки арматуры оставляют закладные элементы для установки перил и навеса, если они предусмотрены проектом. Тогда не придется бурить готовое бетонное основание для монтажа ограждающей конструкции. Чтобы уменьшить расход бетонного раствора, в каждый слой кладут битый кирпич и камни.

Укладку бетона выполняют, начиная с нижней ступени. Каждый залитый слой необходимо тщательно утрамбовывать, чтобы удалить все пустоты. Выступающий заполнитель (кирпичи) нужно утрамбовать вовнутрь кельмой или лопатой. С помощью уровня проверяют качество выполненной закладки бетона. Каждому слою нужно дать высохнуть, только потом приступать к заполнению следующего. Завершаются работы по бетонированию закладкой раствором верхней ступени и площадки. Законченное бетонное сооружение должно простоять в опалубке не менее семи дней.

Если строительство выполняется летом, бетон нужно периодически увлажнять, чтобы он не пересыхал

Через неделю опалубку, простукивая доски молотком, снимают осторожно, чтобы не повредить бетонное основание и при необходимости шлифуют поверхность крыльца

Если проектировалось крыльцо с навесом, то опорные столбы для него устанавливаются на этапе монтажа опалубки и заливаются бетоном.

Установка основной опалубки

Как же сделать качественную опалубку для лестницы? Для правильной установки опалубки с целью последующей заливки монолитной лестницы из бетона следует пошагового выполнять все рекомендации, указанные в инструкции. Если лестница одной стороной будет опираться на стену, то можно перед началом установки опалубки наметить на опорной стене параметры будущей конструкции. При проектировании нескольких маршей стоит сделать в стене штробу (углубление) примерно 10 см, на которую потом будет опираться переходная площадка. От правильной установки опалубки зависит надежность и внешний вид будущего строения.

На первом этапе перпендикулярно полу устанавливают доску высотой, равной высоте одной ступеньки и планируемой стяжки пола. На нее опирается ровная сплошная влагостойкая фанера длиной, равной длине одного марша, которая станет основанием для бетонной плиты. Установка фанеры под нужным углом выполняется при помощи брусьев или специальных телескопических стоек. Брусья с параметрами 100×100 мм вполне выдержат вес будущей конструкции. А для укрепления опалубки можно воспользоваться металлическими уголками.

Боковые части опалубки для лестницы монтируются к фанере саморезами, при этом все деревянные элементы должны плотно прилегать друг к другу, чтобы раствор для заливки не попал в имеющиеся щели.

Металлическое крыльцо

Изготовление деревянных ступенек

Деревянные ступени для крыльца, своими руками вырезаются по предварительно подготовленному шаблону, который прикладывается к доске и обводится карандашом. Затем вырезаются электрическим рубанком одинаковые ступени.

По завершению работ, не менее трех слоев, наносится износоустойчивый паркетный лак. Далее можно приступать к сборке лестницы.

Схема сборки деревянной лестницы для крыльца

Ступени для уличного крыльца из дерева могут крепиться:

  • К косоурам;
  • К тетивам;
  • Больцами. Это самый сложный способ, требующий определенного опыта.

Инструкция крепления ступеней к косоурам, предлагает несколько вариантов сборки лестницы:

  • Использование шурупов в потай;
  • С дополнительной установкой рейки, изготовленной в форме треугольника, выполняющей роль подпорки. При использовании для ступеней твердых пород дерева, можно применять нагели из древесины мягких пород дерева. При этом подступенок и проступь, соединенные между собой, ставятся поверх зубцов и надежно фиксируются;
  • Соединение в паз. В месте установки подступенка, на проступи вырезается достаточной глубины паз;

Способы крепления ступеней к косоурам

При креплении ступеней лестницы на тетиву, их можно фиксировать:

  • С помощью брусков;
  • Металлическими уголками;
  • В достаточно глубокие пазы. При этом деревянные ступеньки для крыльца, в местах соединения должны проклеиваться клеем.

Три способа крепления ступенек на тетиву

Деревянные ступеньки на металлической лестнице

Схема сборки деревянной ступеньки на металлическом каркасе

Такая конструкция отличается прочностью металла и изысканностью дерева. Ступени на металлический каркас крепятся через отверстия, проделанные с шагом 150 мм, отступив от края 20 мм.

Для выравнивания поверхностей ступенек, на каркас приклеивается специальным клеем подложка. Это может быть фанера, толщиной 10 мм, дополнительно фиксируемая саморезами.

На фанере струбцинами фиксируется деревянная проступь, и сверху и снизу крепится саморезами в потай.

Ступеньки лучше делать, чтобы они немного выступали за металлическое основание, что придаст лестнице более привлекательный вид, скрывая некрасивый ее каркас. Чтобы избежать образования сколов, следует применять твердые породы древесины. На углах необходимо снять фаску, для придания округлой формы. Готовые ступеньки покрываются паркетным лаком.

Монтаж деревянных ступенек на бетонной лестнице

Бетонная лестница – это надежная и прочная конструкция, но не отличающаяся красотой внешнего вида. Облицовка деревом позволяет придать конструкции отличный декор. Но в этом случае, изделие получается достаточно дорогим, в два раза дороже, чем изготовленное из массива полностью.

Монтаж деревянных ступенек на бетонной лестнице

Перед тем, как делать крыльцо со ступенями из дерева на бетонном основании, необходимо правильно выполнить расчет лестницы, включая в общие габариты конструкции размеры деревянных досок. Для облегчения монтажа, необходимо тщательно подготовить опалубку.

Особенности монтажа ступенек на бетонное основание заключаются в следующем:

  • Каркас из бетона должен хорошо просохнуть. Сырой состав из-за большой влажности, может начать деформироваться, а после высыхания крошиться;
  • После изготовления лестница должна оставаться в покое желательно 90 дней;
  • После полного высыхания выполняется облицовка конструкции;
  • Все неровности, перекосы выравниваются стяжкой. При слишком больших неровностях используются самовыравнивающиеся смеси;
  • Поверхность тщательно очищается и грунтуется;
  • Наклеиваются листы фанеры, что позволит окончательно выровнять бетонную поверхность и обеспечить влагозащитную изоляцию. Фанера приклеивается с помощью специальной мастики и фиксируется дюбелями;
  • Ставятся деревянные ступеньки. Для соединения проступи и подступенка, в каждой детали вырезаются пазы;
  • Установка ступеней начинается с первого, самого нижнего подступенка. Для фиксации его на полу, вкручиваются в торец ступеньки болты таким образом, чтобы они на 6 см выступали;
  • Шляпки срезаются;
  • Намечаются на полу места установки болтов;
  • Сверлятся отверстия и заполняются эпоксидной смолой;
  • Фиксируются подступенки;
  • Сверху, на промазанную предварительно клеем фанеру, кладется проступь с прикрепленным следующим подступенком и фиксируется саморезами и клеем;
  • На ступеньку кладется груз, до застывания клея.

Опалубка под крыльцо из бетона

Перед тем, как залить крыльцо со ступеньками. Необходимо соорудить его деревянный каркас. Правильная опалубка должна полностью повторять форму входной конструкции. Как уже было сказано, из материалов потребуются рейки для каркаса и доски или фанера для обшивки и фурнитура в виде саморезов.


Для опалубки можно также использовать ОСБ-плиту

При сборке опалубки под бетонное крыльцо стараются придерживаться следующей последовательности действий:

  • Нарезаются заготовки каркасных элементов конструкции
  • На поверхности обшивки чертятся лестничные ступеньки
  • По выполненным чертежам производится прирезка щитов
  • Собирается каркас, на него внутри набивается обшивка и устанавливаются распорки, задающие форму ступеней
  • С помощью металлических прутьев или арматуры опалубку крепят к грунту
  • Все щели между элементами опалубки тщательно законопачивают.


Пример опалубки под бетонное крыльцо

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector