Делаем тележку для мотоблока своими руками
Содержание:
- Изготовление самодельного прицепа для мотоблока своими руками
- Дополнительные чертежи самодельного прицепа
- Пример расчета уклона кровли в градусах
- Конструирование простой телеги
- Делаем чертеж
- Самостоятельное изготовление
- Основные детали телеги
- Слова по калькулятору онлайн:
- Как выбрать?
- Как сделать тормоза для прицепа
- Определяем основные характеристики прицепа – ориентируемся на заводские модели
- Варианты монтажа обвязки бойлеров косвенного нагрева
- Как прицепить?
Изготовление самодельного прицепа для мотоблока своими руками
Для изготовления самодельного прицепа для мотоблока своими руками стоит придерживаться определённой последовательности действий. Предлагаем с ней познакомиться.
ФОТО: a.d-cd.netРама корпуса
Для изготовления рамы берется металлопрокат с подходящей формой и размером поперечного сечения. Работы выполняют в следующей последовательности:
Иллюстрация
Порядок действий
Прокат отрезается в размер. Количество элементов и их параметры зависят от габаритов и грузоподъёмности будущего кузова
Подготовленные отрезки свариваются между собой, формируя каркас с поперечинами. Их пространственное положение тщательно контролируется
Особое внимание уделяется углам, под которыми располагаются соседние элементы
Собранный каркас дополнительно проваривают по периметру, что обеспечивает достаточную прочность готовой конструкции
Ходовая часть
Сборочные работы по изготовлению ходовой части самодельного прицепа выполняются в следующей последовательности:
Иллюстрация | Порядок действий |
При изготовлении своими руками оси для прицепа, в трубу ввариваются полуоси от «Жигулей». По краям и по центру трубы привариваются швеллеры, к которым будет крепиться рама | |
Рама приваривается к балке. Для этого конструкцию переворачивают и формируют сварочный шов с обратной стороны | |
Конструкцию переворачивают. В местах соприкосновения рамы с осью элементы сваривают между собой, предварительно установив уголки | |
Для дополнительного усиления рамы приваривают поперечины. Их располагают в соответствии с чертежом | |
Устанавливают колёса. Проверяют их параллельность. Его конструкцию сварена правильно, колёса встанут верно | |
Приваривается дышло, если это не было сделано ранее |
Кузов, обшивка каркаса
Формирование кузова выполняется в следующей последовательности:
Иллюстрация | Порядок действий |
К раме привариваются вертикальные стойки. Их высота зависит от объёма изготавливаемого прицепа для мотоблока. В среднем их высота 42 см | |
Вертикальные стойки соединяются между собой горизонтальными элементами. Пространственное положение каждого тщательно контролируется. При необходимости, приваривается сидение. Конструкция устанавливается в сборе | |
Для крепления обшивки к раме привариваются дополнительные элементы. Предусматриваются горизонтальные и вертикальные детали | |
Крепится поддон. Может использоваться листовой металл толщиной до 2 мм. Сначала поддон прихватывают, а затем аккуратно приваривают по всему периметру | |
Устанавливаются борта. Для их изготовления используется листовой металл либо металлопрофиль | |
К раме привариваются петли для откидного борта. Ответная часть приваривается к самому откидному борту. Элемент устанавливается на место | |
Приваривается конструкция, позволяющая зафиксировать откидной борт во время движения |
Тормоза на прицеп к мотоблоку своими руками: порядок изготовления
Чтобы прицеп к мотоблоку случайно не покатился, стоит вовремя задуматься, как сделать тормоза. При их наличии существенно повысится безопасность эксплуатации прицепной конструкции. Для изготовления тормозов на прицеп к мотоблоку своими руками надо иметь в наличии тягу, трос и барабан. Работы выполняются в следующей последовательности:
- крепим барабан на ступице одного из колёс;
- к тормозному диску привариваем отрезок трубы;
- надеваем механизм на ось;
- на оси закрепляем тормозные колодки с тросом. Последний протягиваем к рычагу, который устанавливаем рядом с сиденьем водителя.
Предлагаем посмотреть видео, в котором рассказывается, как изготовить тормоза на прицеп для мотоблока своими руками:
Прочие детали
Кроме перечисленных элементов возможна установка дополнительных деталей, которые расширят функциональные возможности прицепа для мотоблока. При изготовлении прицепного устройства своими руками можно предусмотреть установку:
- откидной лавки. Её крепят к переднему бортику кузова, используя в качестве опоры боковые части;
- запасного колеса, которое может потребоваться при выполнении работ за пределами дома. Чаще всего для его размещения выбирают боковой борт либо нижнюю часть поддона. Для исключения его смещения используется специальный крепёж;
- небольших ящичков либо специальных сумок, располагающихся вблизи сиденья водителя. Их используют для хранения мелкого инструмента, который может потребоваться при выполнении ремонтных работ.
Дополнительные чертежи самодельного прицепа
Дополнительные материалы с подробным описанием и схемами отдельных узлов прицепного усройства для мотоблока, помогут определиться с конструкцией и дадут представление о этапах сборки.
Чертеж общего вида
1 — корпус шарнирного узла; 2 — дышло (труба 43x43x5); 3 — подножка (рифленый лист (сталь.)s5); 4 — рама (труба 43x26x5); 5 — багажник (крышка-сиденье условно не показана); 6 — борт (стальной лист s1,5); 7 — поручень (труба 21×1,5); 8 — стойка (труба 18×1,5, 8 шт.); 9 — дно (стальной лист s1,5); 10 — корпус полуоси (2 шт.); 11 — косынка (лист (сталь) s5, 6 шт.); 12 — вкладыш борта (проволока диаметром 3мм); 13 — стенка ящика, задняя (лист (сталь) s1,5).
Поворотный узел прицепа
1 — корпус; 2 — подшипник 180205Е(2шт.); 3 — ось; 4 — дышло прицепа; 5 — шайбы; 6 — гайка М20х1,5; 7 — шплинт; 8 — втулка распорная; 9 — вилка шарнирного узла мотоблока.
Сиденье-крышка и багажник
1 — обивка (искусственная кожа); 2 — поролон; 3 — петля шарнира (2 шт.); 4 — основание (фанера/двп s12); 5 кант (алюминиевый профиль); 6 — ящик багажника (лист (сталь)s1,5); 7 вкладыш борта (проволока диаметром 3мм); 8 — стенка ящика, задняя (лист (сталь) sl,5).
Ходовой узел
1 — полуось; 2 — подшипник 206 (2 шт.); 3 — сальник (войлочное кольцо); 4 — корпус полуоси; 5 — втулка распорная; 6 — стопор (винт М8, 2 шт.); 7 — пружинное кольцо, упорное; 8 — ось прицепа (труба 49×4,5); 9 — рама.
Пример расчета уклона кровли в градусах
Чтобы понять, как высчитать угол крыши, стоит рассмотреть процесс расчетов на конкретном примере. Для примера будут взяты следующие данные: обрешетка имеет толщину 2,5 см, один квадратный метр кровли весит 15 кг, в качестве теплоизоляционного материала используется утеплитель толщиной 10 см, квадратный метр которого имеет вес 10 кг, а для покрытия используется ондулин с весом 3 кг на квадратный метр.
Расчет ската крыши проводится в соответствии с описанной выше методикой. Подстановка имеющихся данных приводит к следующему выражению: (15+10+3)х1,1 = 30,8 кг/кв.м. Полученная величина вполне допустима – среднестатистическая нагрузка на крышу жилых зданий составляет немногим меньше 50 кг/кв.м. Кроме того, в формуле присутствует коэффициент 1,1, который немного увеличивает фактический вес кровельной конструкции и позволяет в дальнейшем заменить кровельное покрытие на более тяжелое.
Конструирование простой телеги
Самый простой прицеп способен перевозить от 450 до 500 килограммов груза и вмещать приблизительно 8 набитых мешков картошки. Если изучить чертеж, станет понятно, что самоходная тележка будет состоять из таких типичных элементов, как кузов, водило, рама, колеса и другие. Каркас оптимальней всего будет сварить из обрезанных трубок, обладающих круглым либо же прямоугольным сечением, а также железных уголков. Делать это предстоит на ровной поверхности, причем с использованием дуговой электросварки. Во время работы необходимо, чтобы шов оказался равномерным на всех стыках, которые после отшлифовываются болгаркой. Получившаяся конструкция сможет эксплуатироваться и на местностях с неровностями и небольшими перепадами высоты. Кузов с каркасом обычно фиксируется при использовании штырьков.
Помимо этого, рекомендована установка пружин, чтобы минимизировать тряску, возникающую при движении по колдобинам. Самосвальная телега не сможет функционировать без помощи колесной оси, представляющей собой штырь длиной в 1 метр, поперечник которого не превышает трех сантиметров
Важно проследить, выбирая стержень, чтобы в результате его колеса не выходили за границы кузова. Собрать детали получится путем сварки через опорные углы, а также брусья каркаса с косынками, обладающими продольными шарнирами. Кстати говоря, так как основная нагрузка будет приходиться в точку, где происходит непосредственное присоединение прицепа, а также на поворотную зону, их надо бы дополнительно укрепить
Кстати говоря, так как основная нагрузка будет приходиться в точку, где происходит непосредственное присоединение прицепа, а также на поворотную зону, их надо бы дополнительно укрепить.
Кузов прицепа-самосвала делается либо из металла, либо дерева – досок или фанеры. В любом случае толщина материала должна быть не менее 20 миллиметров, и лучше будет ее усилить при помощи уголков из стали. Чтобы соединить каркас и кузов, потребуются подпорки. В их качестве, кстати, могут выступить имеющиеся в хозяйстве прочные бруски размером 50 на 50 мм. Центр тяжести не должен пересекать прямую колесного штыря, а снизу и с боков требуется установка ребер жесткости.
Помимо этого, важно продумать, с какими целями будет использоваться тележка. Если в ней будут транспортироваться мешки с грузом, то откидывающиеся борта вовсе не обязательны. Тем не менее для разгрузки стоит обеспечить открывающуюся заднюю стенку кузова либо же опрокидывающие механизмы для переворачивания устройства
Конечно же, все борта разрешается делать фиксированными. Кроме того, изнутри они должны быть гладкими
Тем не менее для разгрузки стоит обеспечить открывающуюся заднюю стенку кузова либо же опрокидывающие механизмы для переворачивания устройства. Конечно же, все борта разрешается делать фиксированными. Кроме того, изнутри они должны быть гладкими.
Чтобы получившийся прицеп присоединялся к имеющемуся мотоблоку, потребуется специальная деталь, именуемая консолью. При этом соединительный механизм предстоит убрать в цилиндрический корпус продольного шарнира и закрепить специальным упорным кольцом. Это позволит создать независимость колес телеги от колес мотоблока или другой сельскохозяйственной техники, а значит, упростить процесс ведения движущегося средства. Сцепка формируется из любого подходящего металлического фрагмента, длина которого определяется так, чтобы транспортным устройством было удобно управлять.
Колеса обычно собираются из подручных материалов – покрышек моторной коляски, объединяющихся с центральной частью, взятой у других запчастей. Обе оси затачиваются под диаметр подшипников взятой от коляски мотоциклетной ступицы. Для колесной оси потребуется стальной круг, диаметр которого достигает не менее трех сантиметров, который затем будет при помощи сварки комбинироваться с продольным шарниром и угловыми опорами.
Дно самой телеги удобнее конструировать из металлической пластины, толщина которой варьируется от 2 до 3 миллиметров. Подойдет также и обрезная доска, которая является более доступной, но менее устойчивой.
Делаем чертеж
Перед тем как приступить к изготовлению прицепа, необходимо составить правильный чертеж и определиться с размерами. В качестве основного материала для кузова используется оцинкованный, стальной или окрашенный лист. Иногда подобное сырье заменяют высококачественным пластиком с высокими показателями прочности. И хоть металлические изделия характеризуются более длительным эксплуатационным сроком, пластиковые аналоги гораздо дешевле.
Если вы выбрали подходящий материал, начинайте внимательно составлять чертеж или техническую схему для следующих частей будущей конструкции:
- соединительной рамы;
- несущего водила;
- рабочего кузова;
Обладать какими-то сложными конструкторскими навыками в таком деле необязательно. Достаточно схематично изобразить набросок будущей тележки.
Почему этап составления чертежей настолько важен? Всё очень просто. На созданном рисунке можно будет увидеть сложные участки, габариты и соединительные узловые элементы. С помощью правильного чертежа можно увидеть особенности сцепления несущих ходовых элементов. Водило фиксируется с модулем мотоблока с помощью узла поворота и консольного элемента, а второй край крепят к раме посредством центральной металлической трубы.
Соединение с мотоблоком осуществляется через консоли и тупицы. При изготовлении осевого стержня учитывается размер сцепного механизма мотокультиватора. Что касается верхнего осевого конца, то он выполняет роль опоры, а поворотный узел водила способствует вращению вокруг неё. Существующие шарикоподшипники прикрываются антипыльником, а в пустоты помещают специальное смазочное вещество.
Самостоятельное изготовление
Данное устройство позволит упростить обработку дачного участка, а также поможет перевезти различные грузы начиная от сена и урожая до оставшегося мусора. Его изготовление не требует дорогостоящих и сложных материалов, скорее, большая часть из них окажется обнаружена в домашней мастерской. В этом случае самодельная телега окажется гораздо экономичнее покупной, ведь последняя будет стоить от 12 тысяч рублей в случае новой конструкции и от 8 тысяч при выборе, бывшей в употреблении. Размеры конструируемого прицепа зависят от того, с каким грузом ему предстоит работать. К примеру, для перевозки 2,5 центнера груза телега должна обладать шириной, равной 1150 миллиметрам, длиной в 1500 миллиметров и высотой, достигающей 280 миллиметров.
Основные детали телеги
Типовая конструкция тележки для мотокультиватора состоит из определённого набора элементов, но её несложно переделать под свои потребности. Например, владелец мотоблока может решить, что нужны дополнительные компоненты. Основные детали будут такими:
Подвеска. Она может быть осевого или портального типа. Допускается установка амортизатором, но с ними снизится грузоподъёмность, а вся конструкция будет более сложной. Упругие элементы не требуются, если владелец планирует ездить на невысокой скорости, при этом шины колёс имеют довольно высокий профиль.
Рама. Её сваривают из отрезка профилированной трубы.
Кузов. Варианты: с откидными или неподвижными бортами. Материалы: стальной лист, древесина или фанера. Металл соединяют сваркой, дерево — металлическим уголком. Стальная телега выглядит основательно, она более надёжна. Недостаток — большой вес.
Дышло. Этот компонент соединяет мотоблок и прицепное устройство. Длину следует подбирать так, чтобы было удобно поворачивать.
Сиденье. Его фиксируют к тележке или сцепному устройству.
Руль
Самое важное при разработке этого механизма — добиться, чтобы на неровной местности не возникал риск деформации, а также не было повышенных нагрузок на скручивание. Задача рулевого механизма — обеспечить горизонтальное сочленение шарнирного типа с двумя степенями свободы.
Тележка опирается на два или четыре колеса. Соответственно, она получается двухосной или четырёхосной. Что выбрать, владелец мотоблока решает сам. Вариант с четырьмя колёсами устойчивее, но он сложнее в изготовлении. Кроме того, двухосная телега весит больше, чем двухколёсная. Рекомендуется ориентироваться на мощность мотоблока.
Слова по калькулятору онлайн:
Как выбрать?
Для того чтобы выбрать прицепное к мотоблоку, необходимо проанализировать совокупность качеств всех его составляющих, а также его сочетаемость с мотоблоком.
Первое, на что необходимо обратить пристальное внимание, это рабочая часть прицепа – кузов. Он может быть выполнен из стали или оцинкованного металла
Первый вариант считается более надёжным, а второй — более долговечным. Но при выборе оцинкованного кузова необходимо оценить толщину металла. Если она небольшая, то не сможет выдержать больших нагрузок. Допустимый тоннаж можно узнать, обратив внимание на цифры в названии прицепного.
При покупке данного оборудования на рынке могут встретиться и пластиковые модели, однако, на низкую цену лучше не обращать внимания. Такой прицеп не сможет прослужить долго ввиду низких прочностных качеств материала. Придётся постоянно думать о том, чтобы бортики при погрузке остались целы или как не переборщить с весом груза.
Также необходимо подумать и о частоте использования данной конструкции. От этого зависит необходимая конструкция бортов. Если прицеп предполагается использовать постоянно, то откидные борта с самосвальной системой выгрузки могут значительно сэкономить время работы.
Следует узнать и о качестве ступиц на колёсах, так как от них зависит исправность тормозной системы. Чаще всего их выпускают из двух видов материала. Это чугун и сталь. Первый вариант намного быстрее выйдет из строя, чего не скажешь о втором. Прочные сплавы стали достаточно выносливы, долговечны и надёжны.
И последнее, чему стоит уделить некоторое внимание, это дорожный просвет. При езде по полям и пахоте этот критерий особенно важен
Расстояние от земли до тележки не должно быть слишком маленьким, иначе в нагруженном состоянии конструкция может задевать поверхность земли. Но и большая высота недопустима, так как осуществлять загрузку будет намного тяжелее.
Учитывая все параметры, можно сказать, что оптимальным вариантом полногабаритной тележки может служить бюджетный вариант под названием ТМ–360 отечественного производства. Грузоподъёмность этого прицепного составляет 360 кг. Одним из его главных преимуществ, помимо общих удовлетворительных характеристик, является температурная терпимость. Данное устройство может легко эксплуатироваться практически в любой части России. Конструкция выдерживает температурные перепады от -30 до +40 градусов.
Как сделать тормоза для прицепа
Тормоза для прицепа мотоблока. Система торможения облегчает и повышает безопасность перевозки грузов. Существует много вариантов тормозов, но как показала практика, самыми эффективными оказались тормоза от мотоцикла.
Как сделать тормоза на прицеп к мотоблоку? Самодельные тормоза на прицеп делают из троса, тяги и барабана. Барабан должен быть прикреплен на ступицу заднего колеса. Свободные пространства между выступами заполняются крупной проволокой. Дальше кусок трубы сваривается с заранее заточенным диском, который устанавливается на ось. На нее же крепятся тормозные колодки, от которых будет исходить трос к рычагу. Тормоз устанавливается только на 1 колесо и этого вполне достаточно для выполнения данной функции.
Сиденье на мотоблок своими руками можно сделать любое. Оно может быть коротким или продолговатым. Его изготовляют в виде ящика или сундука, в который в дальнейшем можно складывать инструменты или подручные предметы. Если у тележки борт будет слишком низким, то лучше придумать сиденье со спинкой, чтобы не напрягать позвоночник. Для повышения комфорта его лучше обшить мягким материалом.
Если же в качестве сиденья используется стул или кресло, то для ножек делают 2 глубоких разъема, для погружения внутрь. Таким образом, стул становится съемным.
Для присоединения прицепа к мотоблоку нужен сцеп и консоль. Их можно снять с любого списанного оборудования.
Устройство для прицепа может иметь 1 ось, у которой слабый центр тяжести
Важно правильно установить кузов, чтобы не было перенапряжения в сцепной точке. Поэтому центр тяжести должен попасть под ось колес
С двухосными прицепами намного надежнее. Распределение тяжести груза попадает не на 2, а 4 колеса. Они подходят для перевозки груза до 1400 кг. Можно использовать прицеп легковой машины.
Определяем основные характеристики прицепа – ориентируемся на заводские модели
Конструкция телеги для мотоблока не относится к сверхсложным. При наличии болгарки, электросварки и дрели сделать прицеп самостоятельно сможет практически любой владелец ручного минитрактора. Главное – перед сборкой тележки правильно составить ее чертеж или эскиз, а затем, уже строго по нему, выполнять все работы. Для этого сначала надо определиться с основными характеристиками прицепа: грузоподъемностью, габаритами и некоторыми другими. Чтобы упростить эту процедуру, рекомендуется ориентироваться на заводские, промышленного изготовления модели мотоблочных телег.
Заводские прицепы выпускают грузоподъемностью начиная от 300 кг и до 1000 кг с кузовами разных размеров. Эти параметры зависят от того, для использования с каким мотоблоком тележка предназначена, а, точнее, от его технических характеристик. В соответствии с этим различают 3 основных типа прицепов: на тяжелые, средние и легкие ручные минитрактора.
С тяжелыми, мощностью свыше 10 л.с. мотоблоками, как правило, используют одно- либо двухосные телеги с кузовом длиной 2–3 м и шириной 1,2 м. Такие прицепы рассчитаны на транспортировку грузов массой 500–1000 кг.
Прицеп к мотоблоку для транспортировки тяжелых грузов
На средние ручные минитрактора – мощностью от 4,8 до 10 л.с. – ориентированы одноосные тележки с размером кузова 1,0×1,5 м, 1,1×1,4 и подобные. Их грузоподъемность составляет 300–500 кг.
С легкими мотоблоками, мощностью до 4,8 л.с., обычно используют одноосные прицепы с кузовом длиной 0,85–1,15 м и шириной 1 м. Грузоподъемность этих тележек не более 300 кг.
Высота бортов у заводских стандартных тележек для мотоблоков 30–35 см. На большегрузных прицепах устанавливают бортовые ограждения каркасной конструкции, высота которых 50–60 см.
Чтобы было легче осуществлять погрузку и выгрузку, задний борт тележек сделан откидывающимся и съемным. На некоторых моделях помимо заднего открываются и снимаются оба боковых, что повышает удобство заполнения кузова грузом и освобождения от него.
Откидной задний борт тележки
Все стандартные прицепы изготавливаются самосвальными. На моделях для средних и легких мотоблоков нет гидравлического подъемного цилиндра и эта функция реализована за счет конструкции тележки. Кузов на прицепе установлен так, что его центр тяжести и груза, находящегося в нем, расположен на поворотной оси, совмещенной с колесной парой тележки. Такая балансировка значительно облегчает ручное опрокидывание.
Это обусловлено тем, что при спуске по крутому уклону инерцию движения груженого прицепа погасить только 1-м тормозом ручного минитрактора невозможно. Поэтому тележки для тяжелых мотоблоков должны быть оборудованы своей системой торможения.
https://youtube.com/watch?v=iVMSXTzfx2g
Варианты монтажа обвязки бойлеров косвенного нагрева
Как прицепить?
Важный вопрос для владельцев мотоблоков с прицепами – это способ сцепки. Многие, довольно быстро разобравшись с проблемой, как прицепить телегу к мотоблоку, не учли того, что при постоянном движении отверстия, с помощью которых выполнено соединение разбиваются.
В результате появляется люфт, который оказывает еще более пагубное влияние на детали – и в результате им требуется замена.
Но хоть и заменить крепление на прицепе не составляет особого труда, достаточно просто наварить, с помощью электросварки дополнительный слой металла, или просто заменить часть дышла, с креплением мотоблока это проделать сложнее.
Заводское крепление для навесного оборудования используется также и для сцепки мотоблока с прицепом. Оно надежно зафиксировано в конструкции если произойдет поломка, то простым ремонтом не обойтись – оно нуждается в полной замене.
Что бы этого избежать, в первую очередь необходимо отказаться от примитивного способа сцепления – штыря. Не смотря на свою простоту и кажущуюся надежность, это самый верный способ дотянуть сцепку до неисправностей и поломок. Вместо него стоит использовать только более сложные и уже давно использующиеся приспособления.
Что же касается сцепок заводского производства, которые однозначно обойдутся дороже, но не требуют подгонки – расточки, сварки и зачистки от ржавчины, их можно найти в любой точке продажи подобной техники.
Они бывают разных видов, и делятся по типу: полунавесные, прицепные и навесные, по предназначению их разделяют на специальные, которые пригодны только для монтажа конкретного оборудования. Также бывают универсальные модели, которые подходят сцепки любого вида мотоблоков, таких как Чемпион, Пахарь, Профи, Хутер, Дон, Садко, Форза, Викинг и любого навесного оборудования.
Для тяжелого мотоблока можно применять одинарную усиленную сцепку, с помощью которой можно установить парные орудия с похожей двойной сцепкой. Универсальную сцепку применяют для присоединения самого прицепа, и парных навесных инструментов.
Также, существуют специальные сцепки, в виде двух п-образных креплений, которые соединены с помощью профиля квадратного сечения. Со сцепками шарнирного типа они имеют очень мало общего и являются соединителями для нескольких видов навесного оборудования и прицепов.
Такие сцепки, в первую очередь хороши своей надежностью. Они изготавливаются с толстой стали, стойкой к большим нагрузкам, а их конструкция позволяет им работать под разными углами без последствий для их целостности.
От самодельных деталей, такие изделия отличает малый размер и небольшой вес. К тому же, в некоторых из них предусмотрена возможность регулировки длины и высоты вылета, в зависимости от того какого типа тележка используется.
В том случае, если сцепка по каким либо причинам не стает на место, остается возможность установить переходник с зацепом. Таким образом, сцепка к мотоблоку к телеге может быть разного вида, но успешно выполнять свою функцию. Все зависит лишь от того, какой именно вид изделий вы предпочитаете.