Готический стиль в архитектуре

Содержание:

Готические сооружения в европейских странах

Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.

Особенности Английской и Французской готики

Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.

Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления

Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.

Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году

Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.

Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики

Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.

Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны

Готика в Германии и Чехии

Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.

Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году

Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.

Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году

Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.

Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры

Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.

В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры

Испанские и итальянские готические здания

Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.

Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора

Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.

Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах

В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.

Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году

Готика в других европейских странах

Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.

Дворцовый «Зал Капитула»

Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.

Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.

Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.

Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение

Трафареты из подручного материала

Предположим, что вам необходимы многоразовые трафареты и вы не знаете из чего их сделать.

В этом случае не стоит бежать в магазин за материалом или за готовым трафаретом. Просто оглядитесь вокруг и вы найдете то, из чего получится удачное лекало для рисунка.

Из тонких папок-скоросшивателей получится замечательный трафарет. Еще можно использовать старую пластиковую досточку для разделывания.

Если трафарет своими руками совсем не большой, например, для снежинок, то достаточно будет и крышки от ведерка с майонезом или от пластикового контейнера для пищи.

Что касается большой конструкции, то для нее сгодится гипсокартон, который остался после ремонта.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Применение в интерьере

Создавая новые проекты малоэтажных строений, необязательно выполнять все необходимые и характерные для готического стиля элементы.

Строительство дома можно вести из кирпича и бетонных блоков, а в отделке использовать декоративную штукатурку или панели, имитирующие камень.

На потолке в высокой комнате стиль подчеркивают открытые стропила или деревянные балки. В дизайне потолка возможно использование росписи, лепнины, кованых или литых элементов. Подчеркнет стиль использование в нижней трети стены декоративной отделки под известняк, мрамор или дикий камень.

Очень хорошее сочетание получается, когда применяется оштукатуренная стена и остается частично открытая каменная кладка. Комната выглядит интригующе при черной окраске стен, характерной для готики. Очень интересно и богато смотрится драпировка обоями или текстилем. Черный фон с серым орнаментом, глубокий бордовый или фиолетовый, темно-зеленый бутылочный, а также приглушенный синий или кроваво-красный цвета создают обстановку викторианской эпохи.

Мебель используется простая, массивная и немного грубоватая. Вычурно украшенные изголовья кровати, высокие резные спинки стульев, филенчатые шкафчики, состоящие из нескольких ярусов буфеты. Обязательно наличие старинных высоких зеркал, кованых каминных решеток, причудливых светильников с хрустальными подвесками, резных шкатулок и необычных пуфов.

Оформление кухни в готическом стиле будет более подходящим для загородного дома. Трудно представить в маленькой городской кухне огромный стол или буфет, канделябры или кованые подсвечники. Чтобы создать какие-либо признаки готического стиля, обычно используют высокие буфеты и шкафы с арочными элементами. В большое помещение прекрасно вписываются и мебель, и оформление потолочных перекрытий, и использование кованых элементов. Логичным будет установка большого обеденного стола со стульями, имеющими высокие резные спинки и создание специальной системы освещения.

Во время проведения ремонта нелишней будет замена окон. Можно установить высокие, заостренные кверху рамы. Или просто на окна установить цветные витражи.

Оформление ванной в стиле готики не означает погружение в черноту и мрак. Это значит роскошь и изысканность. Комнаты небольших размеров требуют тщательного подбора каждого предмета интерьера. Чаще всего используются уникальная мебель, желательно с золотистыми орнаментами, и необычная сантехника.

В достаточно большой комнате хорошо будет смотреться темная чугунная ванна на ножках в виде львиных лап, с приподнятым полукруглым изголовьем. Смесители должны быть обязательно золотистого цвета, чтобы не нарушать гармонию с мебельным ансамблем. Стены лучше отделать в серых тонах, это могут быть деревянные панели или декоративная штукатурка. Потолок должен соответствовать стенам, и выполняется в таких же цветах. Можно попробовать зеркальную плитку. На полу правильнее будет использовать кафель.

Создание интерьера спальни в готическом стиле возможно при использовании только некоторых мебельных деталей, даже в небольших одноэтажных домах и квартирах. Для получения необходимого образа обязательно наличие массивной кровати с высокой спинкой. Кровать должна быть изготовлена из темных пород дерева. Прикроватные тумбочки выполняются из такого же материала.

Окна, желательно вытянутой прямоугольной формы, обязательно закрывают бархатными или парчовыми шторами, украшенными кисточками и бахромой. Стулья и кресла из натурального дерева, с высокими спинками. Шкафы также изготовлены из древесного массива.

В детской спальне готический стиль может проявиться в добавлении к кровати защитного балдахина из легких тканей, а также специального регулируемого освещения на подвесных глянцевых потолках.

В комнате для подростка необходимо большое количество шкафов для размещения одежды, книг, учебников и школьных принадлежностей. В данном случае возможно использование классической цветовой гаммы

Вполне достаточно будет красного и черного цветов, но необходимо пользоваться ими с осторожностью. Оптимально – покрасить стены в белый или кремовый цвет, кровать установить темного дерева с балдахином

На окна повесить темные шторы, можно с кисточками и бахромой. Сделать подвесные глянцевые потолки с точечными светильниками.

Примеры других способов оформления:

  • красное покрывало и подушки с кисточками;
  • витражи на окна;
  • для мальчика – кованый сундук с «кладом» и «сокровищами».

Неоготика и современность

Интерес к готической архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.

Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:

Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.

Готическая спальняИсточник i.pinimg.com

  • Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
  • Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.

Интерьер с каминомИсточник roomester.ru

  • Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
  • Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.

Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com

  • Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
  • Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.

Кухня-столоваяИсточник roomester.ru

Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:

Заключение

Готический стиль способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением

Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме

Собор Святого Вита. Прага. Чехия

От чешских величественных и монументальных замков перейдем к пражскому собору в честь святого Вита, который возводили почти 7 столетий.

Первый камень в храм готической архитектуры заложили еще в 1344 году, а закончилось строительство только в 1929 году. К строительству приложили руку многие знаменитые европейские архитекторы, из-за чего собор имеет необычный красивый вид.

Основными его конструктивными особенностями являются чудные витражи, водостоки — колдовские горгульи. Самый красивый готический собор Чехии стал усыпальницей многих правителей Священной Римской империи.

7

Восприятие и влияние готики

Готика стала одним из источников вдохновения основоположников Возрождения в Италии — Брунеллески и Донателло. В Центральной Европе готические сооружения строились вплоть до XVII века, а затем готические архитектурные принципы вплелись в сложившийся здесь вариант архитектуры барокко.

Отношение ни к одному из художественных стилей прошлого не было так переменчиво, как к готике. Начиная с эпохи Ренессанса, готика воспринималась как символ всего тёмного и отсталого. Готическое искусство казалось искусственным, оторванным от природы. Так, Джорджо Вазари писал:

Но уже в XVII в., в противоположность суждению Мольера о готических соборах как «чудовищах», «следах невежественных лет», Винсен Саблон высказывает совершенно иную точку зрения в своей поэме о Шартрском соборе, воспев в ней творчество готических архитекторов.

Резкий перелом в отношении к готике произошёл в XVIII и особенно в XIX веках. Он был связан с борьбой классицистических и рационалистических теорий XVIII века с зарождавшимся романтизмом. В этот период в Европе усилился интерес к Средневековью и его художественной культуре. Готическая эстетика возникла в середине XVIII века в Англии как реакция на рационализм и эмпиризм века Просвещения (смотри статью Готическое направление в искусстве Нового времени). Готика воспринималась в ореоле романтической фантазии и таинственности. Произошло поэтическое и философское осмысление средневековой художественной культуры.

Из Википедии — свободной энциклопедии

Реймсский собор. Реймс. Франция

Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.

Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.

Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».

4

Варианты отделки в готическом стиле

Готический дизайн не из простых, придётся приложить усилия и подключить фантазию, чтобы воссоздать его в обычной современной квартире или частном доме. Но вы можете познакомиться с массой примеров удачного воплощения, вдохновиться ими и взяться за дело

А мы подскажем несколько идей и поговорим, на что стоит обратить внимание при продумывании планировки

Стены. Если вы хотите полного погружения в исторические реалии, то хорошим вариантом станет драпировка стен тканями, например, бархатом или сукном. Конечно, это не самое практичное решение, так как обойдётся оно недёшево, а покрытие будет пачкаться, впитывать влагу и собирать пыль. Компромиссом может стать обычная окраска или оклейка фактурными обоями с растительным орнаментом.

Облегчённая версия готического интерьера со светлыми обоями

Комната в готическом стиле нередко зонируется с помощью различной отделки стен. Например, угол гостиной, где вы собираетесь неспешно пить кофе за столиком, оформите спокойными тонами, вокруг камина сделайте имитацию кирпичной кладки, а место для приёма гостей пусть будет более живым и красочным.

Потолок

Вряд ли сегодня кто-то обращает внимание на потолки – они практически везде одинаковые. Но для создания готического интерьера придётся постараться – обычная побелка, простые натяжные и навесные варианты здесь не подойдут

Сложные, напоминающие раскрытый зонт конструкции с лепниной и росписями не всегда доступны в квартире, но сделать эффектную стилизацию вполне можно. Тематические принты, декоративные своды, открытые балки придут на помощь.

Вариант оформления потолка

Пол. Старинный или под старину. Никаких простеньких ламинатов! Сложные витиеватые узоры художественного паркета или мозаика керамической плитки – вот наиболее подходящие варианты. Желательно выбирать отделочные материалы тёмных тонов – это дань истории, так как во время расцвета готики ухаживать за светлыми половицами было проблематично.

Сложные узоры на полу – признак готического стиля

В интерьере уместны ковры и дорожки, которые, с одной стороны, подчеркнут роскошь жилища, а, с другой, смягчат строгость и пафосность обстановки.

Ранние французские готические соборы

Сенс собор

Следуя модели Сен-Дени, собор Санс стал первым полностью готическим собором. Он был построен между 1135 и 1164 годами. Он использовал новый шестичастный ребристый свод в нефе, что придало церкви исключительную ширину и высоту. Поскольку шестичастные своды распределяли вес неравномерно, своды поддерживались чередующимися массивными квадратными опорами и более тонкими круглыми колоннами. Он оказал большое влияние на готический стиль не только во Франции, но и в Англии, потому что его мастер-строитель, Вильгельм Сенский , был приглашен в Англию и привнес элементы ранней готики в реконструированный неф Кентерберийского собора .

Санлисский собор

Санлисский собор был построен между 1153 и 1191 годами. Его длина была ограничена скромным бюджетом и расположением здания у городской стены. Как и собор Санс, он состоял из нефа без трансепта, окруженного единственной боковой стенкой. Хор, как и Сен-Дени, был окружен лучезарными часовнями. Возвышение имело три уровня, включая большие трибуны. Как и в Сенсе, в Санлисском соборе чередовались сильные и слабые опоры, чтобы воспринимать неравномерную тягу от шестиреберных сводов. Церковь претерпела значительные перестройки в 13-16 веках, включая новую башню и новое внутреннее убранство. Многие из ранних готических особенностей перегружены с Flamboyant и последующим декорированием.

Нойонский собор

Нойонский собор , строительство которого началось между 1150 и 1155 годами, был первым из серии знаменитых соборов, появившихся в Пикардии , процветающем регионе к северу от Парижа. Город имеет важную связь с французской историей, так как это место коронации Шарламань и раннего французского короля Хью Капета . В новом соборе сохранилось много романских черт, в том числе видные трансепты с закругленными концами и глубокие галереи, но он внес несколько готических новшеств, в том числе четвертый уровень, трифорий — узкий проход между галереей нижнего уровня, трибунами и верхним уровнем. Кресторай , Нойон также использовал массивные составные опоры, чередующиеся с круглыми колоннами, что было необходимо из-за неравномерного распределения веса шестичастных сводов. Восточный конец имеет пять излучающих часовен и три уровня окон, создающих драматический поток света в неф.

Лаонский собор

Лаонский собор (начало около 1190 г.) был построен одновременно с Нотр-Дам-де-Пари и представлял собой столь же крупный проект, но имел совершенно другой внешний вид. Лаон был построен на вершине холма высотой в сто метров, что делало его видимым с большого расстояния. Вершина холма возлагала на строителей особую ношу; все камни нужно было нести на вершину холма в телегах, запряженных волами. Выполнившим эту работу быкам воздавались статуи на башне законченного собора.

Лаон был необычен еще и из-за пяти башен; два на западном фасаде, два на трансептах и ​​восьмиугольный фонарь на переходе. Лаон, как и большинство ранних готических соборов, имел четыре внутренних уровня. Лаон также имел чередующиеся восьмиугольные и квадратные опоры, поддерживающие неф, но они опирались на массивные колонны, сделанные из сказочных частей камня, что придавало ему большую гармонию и большее ощущение длины. Новый собор был необычным по форме; Апсида на востоке была плоской, а не закругленной, а хор был исключительно длинным, почти равным длине нефа. Еще одной яркой особенностью Лаонского собора были три больших окна-розетки, одно на западном фасаде и два на трансептах. (Остались только западное и северное окна). Еще одна необычная особенность Лаона — фонарная башня на пересечении трансепта, скорее всего, вдохновленная церквями нормандского готического аббатства в Кане .

Подбираем мебель

Чтобы интерьер получился стопроцентно готическим, вся мебель должна быть обязательно высокой, как будто стремящейся ввысь. Стулья имеют прямую спинку выше головы при сидении, кресла не мягкие, а кожаные и жестковатые.

Стулья с высокими спинками в готическом стиле

Можно поставить высокий, дотягивающийся до потолка шкаф или старинный буфет. Обязательны и украшения, увеличивающие высоту – оптимален вариант нескольких резных деталей, крепящихся сверху.

Высокая мебель визуально увеличит высоту помещения

В современных интерьерах с применением готики часто используют особенные, имеющие выдвижные ящики и крупную, массивную столешницу, столы. Такой предмет мебели отлично впишется в кабинет или просторную гостиную.

Массивные столы идеально впишутся в готический интерьер

В спальне, как и в любом стиле, главным объектом является кровать – в готике эта мебель не только огромная по размерам, но еще специально “утяжеляется” узорчатой спинкой, широченным матрасом, на котором можно спать впятером, а также внушительным балдахином или шелковыми тканями по всему периметру.

Кровать с балдахином в готическом стиле

Атмосфера современной готики[править]

Современная готика сосредоточенна на внутренних переживаниях персонажа, его чувствах и эмоциях и посвящена прежде всего поиску самого себя в этом мире. Строгую ригидную мораль сменила современная гибкая, поэтому главным героем может оказаться и злодей, и герой с сомнительной репутацией. В ней нет четких полюсов добра и зла, хотя чёрная и белая краска все ещё присутствуют, разбавленные серой. Ангелы могут быть храмовниками, а демоны иметь архетип утренней звезды. Нелюди переходят из разряда чудовищ в часть это мира и наделяются человеческим качествами вроде способности любить или сострадать. Бог все ещё незримо присутствует, но может занять откровенно наплевательскую, а то и враждебную, позицию, к созданному им миру. Герой может сомневаться в своей вере или искать помощь другого бога, не рискуя сразу записаться в чернильно-чёрного злодея.

Строгую аскетичность готики XIV—XVI века сменяют современные декорации. Персонаж современной готики живёт в современном мире с техникой и моралью, близкой к современной постмодернисткой. События прошлого если и рассматриваются, то касаются относительно недавнего прошлого XVIII—XIX века, о более древних событиях упоминается вскользь. Встречаются откровенные эротические постельные сцены, зашедшие значительно дальше поцелуев, а некоторые приближаются к порнографическим. Есть и сцены подробно и правдоподобно описанного насилия. Впрочем, обычно их не слишком много: важнее показать внутренний мир персонажа. Если перейти грань — получится либо тёмное фэнтези, либо крайне низкопошибная пародия, которых пруд пруди

И ещё: в готике следует крайне осторожно применяют комические моменты, если используют их вообще. Иначе получится деконструкция и вся атмосфера уйдет.

Пример: падший ангел во плоти, думающий о раскаяньи — ещё готика. А вот курящий и пьющий ангел-бабник, наслаждающийся своим положением, при этом неискренне изображающий раскаянье — уже фильм «Догма» деконструкция и «низкое фэнтези». Падший ангел, употребляющий чужие души на обед, завтрак и ужин против злого бога, собирающегося уничтожить мир — «тёмное фэнтези». Падший ангел в форме демона, который расчленяет прохожих и держит в страхе город — «ужасы».

В готике новой, как и старой, сильны мотивы угрызений совести, выбора, греха и наказания, возмездия. Если раньше зло наказывали высшие силы через своих проводников, теперь зло побеждается руками простых смертных. Ну или не совсем простых. Или даже не смертных. Но все равно оно побеждается.

Выбираем камни для украшения альпийской горки.

Для постройки такой декоративной горки применяет камни различной породы.  Обычно ими являются такие камни как: базальт, гранит, песчаник.

Часто, ландшафтные дизайнеры и архитекторы применяют камни одной определенной породы, так как они смотрятся гармонично и с ними удобнее работать.

При строительстве горки камни нужно укладывать в разбросанном виде, чтобы избежать однотипного расположения камней, тем самым придать конструкции естественности.

Для этих целей не подойдут камни добытые промышленным путем. Камни, которые имеют трещины, сколы стараются укладывать, скрывая дефекты, чтобы они не портили общую картину горки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Готическая архитектура на разных этапах своего развития

Готика в архитектуре делится на три этапа:

  • ранний (XII век);
  • зрелый (XIII век);
  • поздний (XIV-XVвека).

Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.

Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре

Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.

Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме

Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.

Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства

Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке

Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов.  Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.

Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.

Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.

Яркий пример ранней готики — собор в Лане

Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.

Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов

Зрелая готика XIII века: ближе к реализму

В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.

Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже

Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.

На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.

Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции

Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко

Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».

Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве

Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.

Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.

Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.

Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.

Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)

Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики

Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре

В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.

Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:

  • ранняя готика – XII век;
  • зрелая или высокая готика – XIII век;
  • поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.

С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.

Ранняя готика

Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.

Монастырская церковь Сен Дени

Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.

Раннеготический собор в Лане

В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.

Период зрелой готики

Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.

Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры

Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.

Интерьер Амьенского собора с окном розой

Особенности поздней готики

Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:

  • чрезмерное количество скульптур и барельефов;
  • витиеватая скрученность фигурных шпилей;
  • стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.

Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики

Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.

Мирский замок. Мир. Беларусь

Готические замки Средневековья изумительны, и как можно заметить, неподвластны времени. Все это в полной мере относится и к Мирскому замку, первое упоминание о котором относится к 1395 году.

Получил наименование по городку Мир, и долгое время оставался резиденцией богатейшего рода Литвы Радзивиллов. Величественное оборонительное сооружение стало свидетелем и участником множества войн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей республики.

Туристов привлекает не только грациозная готическая архитектура замка, но и множественные легенды, связанные с этим средневековым сооружением.

8

Культура

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector